Советы психолога

О чем полезно знать при подготовке к экзаменам

Страх, невозможность управлять собой порождает чувство бессилия и безнадежности, понижая жизненный тонус, культивируя пассивность и пессимизм. Тем самым страх как бомба замедленного действия, подрывает уверенность в себе, решительность в действиях и поступках, настойчивость и упорство в достижении цели. Без веры в свои силы человек уже не может эффективно действовать, у него развивается пораженческое настроение, он заранее настраивает себя на неудачу и часто терпит поражение.

Страх уродует мышление, которое становится все более быстрым, хаотичным в состоянии тревоги или вялым, заторможенным при страхе. В обоих случаях мышление теряет свою гибкость, становится скованным бесконечными опасениями, предчувствиями и сомнениями. Второстепенные детали заслоняют главное, а само восприятие лишается целостности и непосредственности.

При повторном воздействии одних и тех же стрессоров организм может приспособится к стрессу: реакции постепенно ослабевают, они не достигают больше такого высокого функционального уровня. Это значит, что можно в известных границах тренировать стабильность организма к различным стрессорам.

В стрессовой ситуации можно выделить три важные компонента:

  1. Категорическая необходимость (сильное желание) выполнить задачу;
  2. Большой объем информации (требование);
  3. Нехватка времени на ее переработку (способность выполнить это требование).

Можно изменить восприятие человеком  каждого из трех аспектов  стрессовой ситуации – предъявляемого требования, способности его выполнить и важности справится с ним. Для преодоления стрессовой ситуации психологи предлагают использовать изменение отношения к ней с трех сторон:

  • снизить значимость самой ситуации, так как она действительно, скорее всего, не связана с решением вопроса о жизни и смерти (это можно сделать путем попытки представить себе то, что может случиться в самом худшем случае и простроить для себя возможные варианты поведения в этом самом худшем случае);
  • четко представить себе требования, осмыслив их и приняв;
  • повысить способность выполнить требования путем планирования времени, самоорганизации и, в конечном итоге, путем качественной подготовки к ситуации.

Можно использовать элементы аутотренинга для того, чтобы регулировать состояние перед экзаменом и во время его сдачи. Для  этого достаточно немного поработать с собственным воображением, внимательно «послушать» себя, почувствовать свое состояние:

  • Желательно найти, ощутить «сгусток напряжения» в теле, постараться с помощью воображения справиться с ним, «выпроводить» его. В этом поможет особенный режим дыхания: глубокий, ровный вдох – медленный выдох.
  • На фоне уравновешенного состояния необходимо постараться изменить свои мысли от формулы «вот если бы все было не так…» к формуле «даже если это так, я смогу…» и произнести мысленно несколько фраз, внушающих уверенность в себе: «У меня все получится»,  «Я все смогу», «Я справлюсь с этим» и т.д.
  • После этого необходим заключительный этап тренировки – активизация. Это необходимо делать опять же с использованием дыхания: глубокий вдох – быстрый, резкий выдох. Помогают почувствовать себя бодрым и готовым к работе задорная музыка, представление плавания в бассейне, бодрящего холода и т.п.  После того, как вы почувствуете желание скорее приступить к делу, интерес к тому, что же у вас получится, можно действовать.

Рекомендации родителям о подготовке к ЕГЭ

Уважаемые родители выпускника!
Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче ЕГЭ.

  1. Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  2. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально “сорваться”.
  3. Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  4. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  5. Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить, и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  6. Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  7. Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  8. Заранее во время тренировки по тестовым заданиям нужно приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  9. Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее:
  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ, и торопятся его вписать);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы родителям

Именно Ваша поддержка нужна выпускнику. Зачастую родители переживают ответственные моменты в жизни своих детей гораздо острее, чем свои. Но взрослому человеку гораздо легче справиться с собственным волнением, взяв себя в руки.

Поведение родителей

  • В экзаменационную пору основная задача родителей – создать оптимальные комфортные условия для подготовки ребенка и… не мешать ему. Поощрение, поддержка, реальная помощь, а главное  – спокойствие взрослых помогают ребенку успешно справиться с собственным волнением.
  • Не запугивайте ребенка, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
  • Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ЕГЭ. Гораздо эффективнее спокойно дать ответы на те вопросы, которые он знает наверняка, чем переживать из-за  нерешенных заданий .
  • Внушайте ему мысль, что количество баллов не является совершенным  измерением его возможностей.
  • Не критикуйте ребёнка после экзамена.
  • Независимо от результата экзамена, часто, щедро и от всей души говорите ему о том, что он –  самый любимый, и что все у него  в жизни получится!  Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях,  стимулирующая помощь в виде похвалы и одобрения  очень  важны, ведь “от хорошего слова даже кактусы лучше растут”.

Психологическая подготовка к ЕГЭ
(инофрмация с сайта: http://school-collection.edu.ru/news/edu/5591)

1,953 просмотров всего, 1 просмотров сегодня

Поделиться в соц. сетях

0